germafrodita (germafrodita) wrote,
germafrodita
germafrodita

Categories:

Итальянский полдень - 5-1

Третье июля началось рано - мы должны выгрестись с чемоданами из гостиницы и загрузиться в автобус. Едем в Рим, а по пути у нас  экскурсия по Флоренции. Гид Константин, которого мы проигнорировали и не поехали с ним в Венецию, предпочтя ее миниатюрное исполнение, что-то рассказывал в дороге, но информация воспринималась тяжеловато. Вот бывают экскурсоводы, которых слушать - не наслушаться, а бывают так себе, озвучиватели информации в путеводителях. Так наш Константин был из вторых.

Видимо, на этой почве Слава проникся к нему глубокой антипатией и на мое предложение взять, как все, приборчик с микрофоном, не согласился. Мол, зачем нам эта фигня, и так прекрасно все услышим, да и слушать, в общем, нечего. А народ-то весь как раз ездил в Венецию и приборчиков не было только у нас и еще у нескольких особо экономных туристов.
Автобус прибыл на вокзал, встал на стоянку и мы оказались во Флоренции, она же Фиренция (Firenze), если прислушаться к итальянацам и бодрой рысью по раскопанным тротурам прибежали вот к этому зданию.

Суровый готический шпиль протыкал небо. Группа распласталась по стенке, дожидаясь Константина, ушедшего в экскурсионное бюро. Мимо проносился бурлящий поток утренних флорентийцев и приезжих, солнце упорно карабкалось вверх. Я стояла и думала - ну надо же, какой строгий коричневый силуэт - без украшательств и игры с цветом. И произнесенное Константином название - Санта-Мария Новелла никак не монтировалось у меня в мозгу со смутными воспоминаниями о когда-то виденных картинках.

Ха! Так и оказалось. На вокзальную площадь выходит вот такой фасад.

1024px-Санта_Мария_Новелла_(вид_с_вокзала)
А вот если обойти Санта-Марию с другой стороны - она повернется к вам совсем другим лицом!

IMG_7498
Я вообще никогда бы в жизни не подумала, что это две стороны одной медали, уж больно они не похожи друг на друга. Светлый, прозрачный, из бело-зеленого мрамора ренессансный фасад выходит на просторную площадь с зелеными клумбами, грозный коричневый готический вид отпугивает народ с вокзала.  На площади нас настигла экскурсовод Светлана и тут-то мы с Ховановым и поняли всю провальность нашего поступка  - несмотря на утро, народу на улицах уже тьмы и тьмы, Светлана рассказывает хоть и очень увлеченно, но очень тихо. И я ее понимаю - около уголка рта на ней висит микрофон, а в ухо каждому туристу (кроме нас, как мы помним) вставлен наушник, громкость которого можно регулировать самостоятльно.

Да блинский же блин!
 Чтобы услышать хоть пару слов, приходилось совершать странные маневры, обходить товарищей на поворотах и вытягивать ухо в сторону Светланиного голоса. Она очень старалась, рассказывая приседала в такт своим словам, поэтому ежесекундно казалось, что она сейчас хлопнет свой микрофон об землю и с криком "Эх-ма!" пустится вприсядку, а пока так, готовится и набирает обороты. Но нет.
IMG_7511

По узким древним улочкам, хорошо защищающим нас от солнца, мимо брутальных каменно-желтых фасадов, кое-где расцвеченных взрывами торговых точек с цветами, календариками, ремнями и галстуками, продираясь через толпы таких же как мы туристов, выходим на площадь Республики
IMG_7516
IMG_7537

Тут просторно - несмотря на то, что везде в городе проходят какие-то дорожные работы. Поди, как у нас, плитку меняют и клад ищут.
Вот этот вид площадь приобрела во второй половине 19 века. Так уж получилось, что некоторое время, очень недолгое, всего 6 лет с 1865 по 1871, Флоренция была столицей Итальянского королевства. За это время зато многое успели - снесли нахрен исторический центр  и застроили его вот в таком помпезном пьемонтско-туринском стиле.  А всякую фигню в виде античного рынка и  множества жилых башен снесли. Потом пожалели, да поздно. Молодцы же какие, ага.

IMG_7543

Еще пара шагов - и мы выходим к Дуомо - Санта-Мария-дель-Фиоре. Или, если уж переводить на русский, это Цветок Мадонны,  Собор начали строить в конце 13 века, в 15 справились с куполом, а окончательно завершили постройку в 1887 году. Потом понастроили, конечно, всякого, но как Флоренция чуть-чуть была столицей Италии, так и собор в середине 15 века немного побыл самым грандиозным в Европе.

Храмовый комплекс состоит из собора, баптистерия и колокольни, выполненных в одном стиле. Да, горизонт завален, но я очень старалась, чтобы все три ипостаси вошли в один кадр.

Баптистерий - это такое отдельно стоящее восьмиугольное здание, чаще всего освященное в честь Иоанна Крестителя, собственно, по факту назначения. В том смысле, что это здание для крещений. Как по мне - исключительно симпатичная расцветка.

IMG_7553

И котики. Котиков я не люблю, но у итальянцев они такие инфернальные, что прямо же чудо-прелесть что такое!
И, как положено, сидит на чьей-то голове. Не сидел бы - был бы ненастоящий котик.

IMG_7555

Роскошные двери покрыты литыми барельефами, правда главная красота находилась на реставрации, а имитирующую ее тряпочку я снимать не стала. Поэтому вот такие, попроще.


IMG_7565

На собор очень тяжело смотреть. Он зажат со всех сторон зданиями, свободного места просто нет - туристы со всего мира, как и мы, щелкают фотоаппаратами. За всем этим бурлением и кипением наблюдает довольно большое количество полицейских.




IMG_7580

Честно говоря, в нашей пробежке по улицам, мне было тяжеловато. Я вообще мизантроп и не очень люблю людей, а когда находишься вынужденно в ситуации, что тебе приходится бежать в толпе, стараясь не отстать от экскурсовода, Иногда остановишься, очнешься, задумаешься, подняв голову вверх - и тут опускаешь взгляд и видишь это волнующуюся, многоголовую людскую очередь для прохода по улице. Охохо.... Попасть бы сюда часиков в пять утра.

IMG_7592
А мы по узким улочкам выходим к Дому-музею Данте. Выглядит старинным, но нет. Это вообще произведение начала двадцатого века, когда кинулись восстанавливать то, что в середине 19 посносили. Дом-музей постарались воссоздать поближе к оригиналу, во всяком случае, на том месте, где было родовое гнездо Алигьери. На той самой улочке, где находится церковь Санта-Маргарита, где, по преданию, Данте встретил Беатриче. В церкви тихо, скромненько, уютненько. В углу могила Беатриче. Рядом корзинка, куда посетители складывают записочки, о чем именно они просят Беатриче - можно только догадываться.

С этой романтической историей про Данте у меня вообще много вопросов. Судя по историческрим изысканиям, страстная любовь Данте была неразделенной и разговаривал  он со своей музой вообще два раза в жизни, хотя и видел регулярно, жили ведь в одном квартале.

Первый раз, когда его вштырило, ему было 9 лет, а музе - восемь. На свадьбе у общих родственников девочка поздоровалась - и все, и понеслось. Второй разговор произошел спустя девять лет, Данте встретил Беатриче на улице в сопровождении двух пожилых дам, да еще ей довелось быть одетой в белое. Ну и все. На парня накатило, ему приснился сон, что огромная фигура, держащая на руках Беатриче, пришла к нему, разбудила девушку и заставила съесть горящее сердце поэта.

Не, нормально вообще? Она, кстати, ни сном ни духом, чудаковатый сосед никак не задевал ее чувств, только пару раз она в компании подружек похихикала над его ужимками и прыжками в очередных гостях, рано вышла замуж и в 24 года умерла, как тогда было модно, родами.

Но это никого никогда не смущало - и платоническая любовь Данте к Беатриче стала всеобъемлющим эталоном  этого чувства.


IMG_7608

Ну да ладно, гениям позволены небольшие странности. Памятничек, вон, на стене, шапка с ушками. Хоть бы иногда поэта помыли - весь в потеках манны небесной.

IMG_7609


В средневековых улочках что хорошо - тенисто, даже в самый жаркий полдень.

IMG_7613

Правда народу - не протолкнуться, да еще и вот такой транспорт крадется по узким улицам, задевая ресторанных сидельцев и прочих прохожих. При приближении транспорта приходится выстраиваться в колонну по одному.
IMG_7615


Меня все время тянуло смотреть вверх. Ну ведь волшебно же - вон какие переходы между домами. И я их понимаю - раньше нечистоты по улицам текли, сейчас от туристов не протолкнуться.

Вот этот мост соединяет Орсанмикеле - сначала небольшой храм Архангела Михаила саду (Сан-Микеле в Орто или проще Орсанмикеле), потом зерновую биржу, потом опять храм со зданием  Палаццо гильдии шерсти.
По периметру Орсанмикеле 14 ниш со скульптурами, заказанными и оплаченными разными гильдиями. Вот, например, святой Петр заказан, как ни странно, одной из низших гильдий, гильдией мясников в 1408 году


IMG_7623
Знак гильдии мясников - нет, не баран. Баран у шерстянщиков. А у этих козлик. Даже не козлик, а козлище такой на дыбах.


IMG_7632
Вот эта скульптурка "Неверие святого Томмазо" заказана Купеческим судом, состоящим из 6 иностранных адвокатов и 6 представителей городского совета. Ну, мало ли чего народ не поделит - так вот эти и разбирались.
Ну и скульптурная группа соответствующая
- Век воли не видать, воскрес! - говорит Иисус.
- Ну уж нет, дай потрогать, - как бы возражает ему Фома, он же Томмазо, потому что во время воскресения он был на рыбалке.

IMG_7634
IMG_7635


Судя по длине и подвижности пальцев ног Томмазо, не одними руками он рыбу ловил. И я так до сих пор и не понимаю, почему у них всегда сандалии на пять размеров меньше? Он же прям как я в босоножках с широким вырезом - могу идти по летней улице, цепляясь за нее крепкими когтями. Ну посмотрите на подошву!

IMG_7636


Наконец нас выносит на площадь Синьории, прямо к памятнику Козимо Медичи 1. Посаженный на трон в 17 лет отпрыск боковой ветви семейства Медичи. От него ждали, в принципе, выполнения функции марионетки, но мальчик вырос, разошелся, задумал объединить Тоскану под единой монархической пятой и без всяких сомнений и моральных мучений шел к своей цели.

IMG_7647
А вот на этой фотографии мы видим кусок Палаццо Веккьо, Старого дворца, который сначала назывался Новым дворцом, потом Дворцом Синьории, где заседали приоры, потом туда переехал Козимо 1 и здание стало называться Герцогский дворцом, а уж когда его унесло во дворец Питти, и переименовался домик в Старый дворец.
Судьба дворца была нелегка - в его окнах так и норовили кого-то повесить - и при Синьории, да и при Козимо тоже. А на самой площади также проводились казни и напротив фонтана Нептуна можно увидеть круглую плиту на месте казни Савонаролы.
Скульптуры у Палаццо Веккьо сделаны по заказу. И все, все имело политическую подоплеку. Пятиметровая фигура Давида работы Микеланджело символизировала Флоренцию перед схваткой с Голиафом, а иначе французским королем Карлом восьмым и папой Александром Четвертым Борджиа, намеревавшимися захватить город. Это с одной стороны от входа. Пропорции у фигуры странноваты - и голова слишком большая, и кисти как-то громоздки - но гид пыталась донести до нас, что фигура должна была стоять на высоте, на крыше, поэтому ее пропорции намеренно искажены.

С другой стороны - "Геркулес, победивший Какуса" - детский сад, но меня всегда веселит это название. Описание этой скульптуры часто таково:"Гордо возвышается сын Зевска над поверженным сыном Гефеста, уродливым чудовищем Какусом. Торжествует не только Геркулес, но сама справедливость и закон"

IMG_7655

Совсем рядом - лоджия Ланци, навес, построенный для собраний и приемов Флорентийской республики. Сейчас это музей под открытым небом - ну и тенек дополнительный, чего уж тут.

IMG_7656
IMG_7658

Вот, кстати, про "гордо возвышается Геркулес на уродливым Какусом". Или я слепая или они вообще как близнецы-братья, уж не знаю, кто там у кого папа.
IMG_7659

Персей с головой Медузы работы Бенвенуто Челлини. Единственный, между прочим, оригинал. Все остальные скульптуры - копии.  Вот хотелось бы мне узнать у маэстро, это что же такое мало того, что свисает из шеи Медузы, так еще и из остатков шеи на теле торчит. Прям какие-то новости в анатомии.

IMG_7661

О! Главная скуптура Италии - Похищение сабинянок. Джамболоньи вообще создал ее в ответ на поклеп, что, мол, хреново он работает с мрамором. А история Сабинской войны проста - Рим был городом воинов, одни мужики заскучали, а соседние племена не хотели выдавать за них замуж своих дочерей. Тогда Ромул устроил праздничек, где римские воины и украли себе теток. А когда через некоторое время пришли сабиняне вызволять своих дочерей, победили римлян,  тетки  вышли к ним с детьми и поварешками и попросили уже оставить все как есть, а то не дело - то замуж, то обратно, одна морока.
Никак не могу отделаться от ощущения, что это не римский воин, а мраморный портрет героя войны 1812 года Алексей Петровича Ермолова

IMG_7669


Про Геркулеса и кентавра Джамболоньи вообще молчу. Нет, ну не любишь ты лошадей, но чего ж ты несчастному существу с лицом сделал, будто он Какус какой.

IMG_7670

Всюду, всюду стоят полицейские машины и на вас строго смотрят полицейские.


На голове очередного очаровавшего меня крези-котика сидел голубь.
И вот это точно, голубь, воспитанный полицейскими. Вы посмотрите на этот взгляд. "Семки есть? А если найду?!"
Отчаявшийся котик как бы говорит:"Ыыыыыы! задрал на голове сидеть, но что же делать?!", а собачка внизу уже просто отчаялась:"Боже мой, они наступили на меня в шестой раз подряд. Сил нет даже лаять."

IMG_7672 голубь
Народ, вдохновленный гидом Светланой, ломанулся во Дворец Питти. Мы с Ховановым, поглядев друг на друга, поняли, что я не вынесу огромного скопления народа во Дворце, а  он не вынесет моего озвервшего и страдальческого вида, я и так была примерно в такой степени накала, как последний крези-котик с его "Ыыыыы!". Поэтому мы широким жестом, который нам обычно не свойственен, приземлились в ближайшей ресторации. Расположение ее на площади, скатерти на столах и цветы на них же кагбэ намекали, что это удовольствие обойдется нам недешево, но водяные разбрызгиватели орошавшие стол и нас с приятной периодичностью, все перевесили.
Нас обслуживал пожилой итальянский дядечка, слегка одуревший от жары.
- Что желаете?
- Эспрессо, капучино и воду с газом.
- Отлично. Десерт?
- Нет, десерт не нужен.
- Да, синьора, понимаю, жарко. Эспрессо, капучино и вода с газом.
- Правильно, спасибо.
По пути споткнулся об только что вошедших американцев, проводил их к столику, приносит заказ. Ловким движением вскрывает бутылку, наливает воду в стакан со льдом.
- Я просила с газом.
- Ну да, я и принес... Хм, я старый дурак, синьора, моментально заменю.
 Да ладно, дедушка, не ходи уже. Выпью я твоей воды без газа, оно и полезнее. Но хотелось с газом. За такие-то деньги.

IMG_7679
Tags: италия
Subscribe

  • (без темы)

    Март, скажу я вам, был странен. Во-первых, папенька мой выступил в лучшем виде. Вот сколько раз я ему говорила: - Папа, будьте бдительны, читайте…

  • Друзья наши меньшие

    Иногда я категорически уверена в своей полной долбанутости. Например, знаю, что не одинока, называя неодушевленную бытовую технику по именам и…

  • зараза

    Вот чувствую, это у меня карма такая. Сейчас, как женщина в короне, я себя очень прилично чувствую и опасна я только для окружающих. Ковид - опасная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (без темы)

    Март, скажу я вам, был странен. Во-первых, папенька мой выступил в лучшем виде. Вот сколько раз я ему говорила: - Папа, будьте бдительны, читайте…

  • Друзья наши меньшие

    Иногда я категорически уверена в своей полной долбанутости. Например, знаю, что не одинока, называя неодушевленную бытовую технику по именам и…

  • зараза

    Вот чувствую, это у меня карма такая. Сейчас, как женщина в короне, я себя очень прилично чувствую и опасна я только для окружающих. Ковид - опасная…