germafrodita (germafrodita) wrote,
germafrodita

абхазия день пятый (часть вторая)

А в свободное от совещаний время на этом лугу проводятся скачки. Поскольку коней под рукой не оказалось, нам пришлось любоваться на пару из нашей экскурсионной группы, которые эти скачки и выиграли. Потому что соперников у них не было.

Церковь, кстати, тоже была прекрасна. Особенно мне, жительнице северного города, нравится, когда рядом с храмом – пальмочки. Очень бодренько получается.

Посидев под одной из вековых лип, мы двинули дальше к Новому Афону.
Кстати, все в курсе, почему он-таки Новый? А потому, что Новоафонский храм основали монахи Пантелеймоновского монастыря, с горы Афон, которая в Греции, как известно.

Из окна автобуса можно было полюбоваться Иверской горой, на которой белела башня Анакопийской крепости. Тоже не молоденькое сооружение, датируется где-то пятым веком. По дороге экскурсовод пыталась рассказать нам про первого христианского проповедника в Абхазии – про Симона Канонита. Если честно, то очень уж все зыбко и сведения о Симоне очень разноречивы.

Говорят, что христианство пришло в эти земли еще в первом веке. И принесли его два из двенадцати апостолов – один из них звался Симоном Канонитом, а вот по поводу его приятеля есть две версии. Первая – пришли они с Андреем Первозванным, а по второй версии, спутником Симона был апостол Варфоломей.

Симон Канонит жил себе в пещере, куда поднимался по веревке – и проповедовал, проповедовал. И допроповедывался до того, что был умерщвлен язычниками. Правда, по поводу его смерти тоже есть две версии. По одной из них Симона забили камнями, а по второй – распяли, причем Симон настаивал на распятии вниз головой, типа, чтобы не отнять лавры у Христа. Оригиналом был, короче.

И вот, наконец, мы приближаемся к Ново-Афонскому монастырю. Монастырь действующий, но монахов там немного. Хотя работы по улучшению храма ведутся значительные. Видимо, дела у монахов идут неплохо.

Очень красиво, очень. Купола только что вызолочены, причем цветопередача фотографий не дает возможности оценить эту блескучую красоту. Золотые купола под ярким-ярким южным солнцем и совершенно голубым небом. Пальмы, опять же. Да и внутри есть на что посмотреть.

Но сильно увлечься монастырем не получилось – мое внимание по большей части было приковано к Славе, который периодически зеленел лицом и вообще был как-то не в благости.
И даже осмотр так называемой «тропы грешников», которую, согласно местному фольклору выложили из камней, принесенных грешниками в качестве покаяния, его не утешил.

После осмотра храма, поехали обедать. В какую-то уличную кафешку на свежем воздухе. Цены озвучу – рыба форель – 250 рублей, шашлык – 180 рублей, ачма – 100 рублей. Остальное по мелочи. Я взяла себе ачму, хотелось попробовать. Попробовала – но впечатлилась не сильно. Просто хачапури мне нравится больше. А ачма по вкусу – как макароны с сыром). Славе тоже повезло – ему достался чай без сахара и я попросила отрезать ему горбушку с буханки, потому что вчерашнего хлеба в кафе не оказалось, только сегодняшний. Покачав головой и сказав «только для Вас!», хозяин отпилил ту горбушку.

Надо заметить, нас поразило, как кушали наш экскурсовод с водителем. Ну, поскольку они привезли группу, то кафе кормило их даром. Мне ли это не знать, поскольку я много лет занималась туристическим питанием. Нана – наш экскурсовод – тонкая и звонкая как тростинка на ветру. И вот перед ней – большая порция супа, миска с салатом, шашлык, хачапури, И перед водителем тоже. И ведь справляются!

Только Нана сыто откинулась на спинку стула, тут-то и выяснилось, что в нашей шруппе есть желающие посетить-таки пещеру Симона Канонита. А это не то, чтобы сложно, но нужно в гору ползти минут тридцать. Пешком. По тропе. Нана к этому была не готова, потому что опросила народ – и сначала активистов не нашлось. Но после «попийсят» коньячку, крутой уральский пацан (который выступал конем в Лыхны) понял, что вся абхазская эпопея была совершена им исключительно для посещения пещеры.

Нана вздохнула, поняла, что опять не растолстеет и мы двинулись дальше, к водопаду.

Водопад искусственный, а водопадают струи Псырцхи. Это река так называется. Туда, к водопаду, Николай Второй с супругой тоже приезжали. И даже табличка есть, напоминающая об этом посещении.

Побрели мы вдоль водопада по тропе, повернули головы налево – и оппа!. Опять вспомнился квест «Сибирь». Или художники, рисовавшие тамошние картинки, бывали в Абхазии – или что. Над озером мы узрели нечто прекрасное – это строение совершенно сказочных форм висело в воздухе над озером, помогая окружающему пейзажу стать абсолютно нереальным. Ну, мы ломанулись.

Оказалось – это здание станции. Железнодорожной. «Псырцха» называется станция, что и не удивительно. Рядом со зданием станции стояли и явно ждали поезда два паломника – мужчина и женщина, молодые, женщина в платке, мужчина в бороде. Беседовали о грешности существования, покаянии и тому подобное далее. На перроне. Железнодорожные пути вырывались из одной горы и через двести метров уходили в другую гору. Вдоль путей росли бананы.

Вот когда внимательно осмотришь местность, то приходит не просто ощущение, а уверенность, что это – декорация. И пути заканчиваются метрах в тридцати от входов в тоннели, просто, чтобы создать правдоподобную картину. И поезд ходить там никак не может. Ну, или только мистический какой поезд.

Я спросила у Наны, есть ли там движение. Вроде, есть. Там ходит поезд Сочи – Сухум. Но раз в неделю. Поэтому настойчивое существование паломников в районе станции было, мягко сказать, оригинальным.

Мы прогулялись вдоль путей и прошли чуть-чуть по тропе, ведущей к пещере Канонита. Тропа тоже была нереально прекрасной – правда, в самом ее начале сооружен странный фонтан с огромной черепахой посередине, на которой фотографируются любители фотографии. А за черепахой – источник со святой водой.

Дождавшись возвращения суровых уральских мужиков к автобусу, мы двинули к пещере.

Ново-Афонские пещеры произвели на меня впечатление. И мне было с чем сравнить. Не могу сказать, что я по пещерам такой уж большой специалист, но, кроме Велички, которая есть произведение рук человеческих, я была в Чехии в Моравском Красе и в Мацохе. Так вот, в Новом Афоне – круто.

На склоне Иверской горы был большой провал, названный Бездонной ямой. А саму Новоафонскую пещеру открыл в 1961 году местный подросток с оригинальным именем Гиви Смыр. Вообще-то, говорят он за коровой туда полез, поскольку пастушил неподалеку. А корова возьми и потеряйся. А он возьми – и полезь. Полез – и увидел, что провал это не просто провал, а настолько провал, что там зал с потолком в семьдесят метров. А уж потом спелеологи туда полезли и остальное раскопали.

В пещере девять залов, нам показали шесть. А в саму пещеру мы попали не пешочком, как в Красе, или Величке, а на электричке. Идет она три минуты и перевозит девяносто человек. Залы открыты для посетителей с 1975 года, зато сейчас они все сменили свои первоначальные названия. Зал «Абхазия» стал « Апсны», «Зал грузинских спелеологов» _ «Залом спелеологов», «Глиняный зал» - «Нарта», «Каньон» - «Аюхаа», «Москва» - «Апсар», «Сухуми» - «Зал Гиви Смыр», «Молодежный» - «Апхярца», «Тбилиси» - «Анакопия». Короче, все воспоминания о роли Грузии в пещере стерты. И даже национальность спелеологов стала неопределимой. Хотя они были, да, грузинскими.

В пещере красиво, но холодно. Не зря мы брали с собой кофты и куртки, помогло. Два с половиной километра маршрута прошли на одном дыхании. А все потому, что кроссовки на ногах гораздо сподручнее, чем, например, шлепки на высоком каблуке. Это я думала, когда приходилось спускаться по дли-и-и-инному пандусу. Мокрому и скользкому.

В пещере красиво, но неприлично. Мне, девушке на пороге сорокалетия, еще ничего, но ведь там же дети ходят! А они музыку включили, фонари красные зажгли, а уж что эти фонари освещают – я вообще молчу!

На обратном пути поезд не подавали долго. А железную дверь, в которую мы вышли из пещеры, плотно закрыли. На засов, буквально. И все – выхода нет. Это хорошо, что мы, жители большого города, к метро привычные. Я, чтобы лучше ждать, нашла себе развлекуху – рассматривала обувь на людях. Из оригинального нашла кеды на каблуках. Смотрится, ей-ей, странно.

Из пещеры выбрались, Новому Афону помахали и домой поехали. А закат в этот день был такой.

Всевидящее Око
Tags: абхазия

• (no subject)

Март, скажу я вам, был странен. Во-первых, папенька мой выступил в лучшем виде. Вот сколько раз я ему говорила: - Папа, будьте бдительны, читайте…

• Друзья наши меньшие

Иногда я категорически уверена в своей полной долбанутости. Например, знаю, что не одинока, называя неодушевленную бытовую технику по именам и…

• Не держи в себе!

Вот просто не могу не хвастануться - дочь моя Софья сдала Toefl, получила сертификат. Но сдала-то она его на С2. Это же уму нерастяжимо, без…